Специалисты антимонопольной службы рассказали в ТПП
Тамбовской области рекламистам региона о планируемых нововведениях в
законодательстве, а также предостерегли от возможных нарушений. Изменений в
рекламном законодательстве множество. Чего только стоит принятие Федерального
закона РФ от 18 июля 2011 года №218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции», в соответствии с которым пиво
становится алкогольной продукцией. Напомним, что ранее в законе «О рекламе»
имелась целая глава, регулирующая распространение информации о пенном напитке: в
частности, допускалась наружная реклама данного товара, а также реклама на радио
и телевидении с определенными ограничениями. В настоящее время реклама алкоголя,
а значит, и пива, запрещена на первой и последней полосах газет и журналов.
Запрещена она в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио-
и видеопродукции. Нельзя размещать рекламу алкоголя на телевидении и радио, в
кино. Запрещена реклама алкоголя и, в частности, пива во всех видах транспортных
средств общего пользования, на рекламных конструкциях, в детских,
образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных
организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и
выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в
физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем
сто метров от таких сооружений. Также с июля 2011 года реклама алкогольной
продукции не должна содержать информацию о наличии в алкоголе биологически
активных добавок и витаминов. В связи с приравниванием пива к алкоголю на
рекламу всего алкоголя распространяется требование о том, что в такой рекламе не
могут использоваться образы любых людей и животных, в том числе в
мультипликационной форме. Прежде такое требование касалось рекламы пива.
Изменения в законодательстве касаются и рекламы на знаках дорожного движения, а
ранее за размещение информации на них ответственности не следовало. Следует
отметить, что не всегда информация на знаках является именно рекламой. Сообщение
«Супермаркет 100 метров» - не реклама, так как доводит до участников дорожного
движения факт расположения объекта, а выражение «Супермаркет «Звездочка» 100
метров» уже является рекламой. Изменения, которые вносятся в закон о рекламе,
связаны с рыночной системой и судебной практикой, которая складывается в этой
отрасли, отмечает Татьяна Заботнова, ведущий специалист-эксперт отдела
регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля
Тамбовского УФАС России. Цель законодательства о рекламе – предупреждение
нарушений, пресечение распространения ненадлежащей информации. Причем, как
сообщила Татьяна Владимировна, законодательство по отношению к рекламодателям в
последнее время ужесточается: увеличивается размер штрафов (в настоящее время он
начинается от ста тысяч на юридическое лицо, а в ближайшее время УФАС планирует
штрафовать также должностных лиц), вводятся новые и новые ограничения в рекламе
различных товарных групп. Также законодательно введена ответственность за
непредставление требуемой информации в антимонопольные органы. А данная служба,
по словам ее работников, в настоящее время занимается не государственным
контролем, а надзором. В частности, одной из ее функций с 2012 года будет
проведение проверок хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения рекламного
законодательства – рекламодатели обязаны хранить все, что относится к рекламе
(договоры, макеты) и представлять все это при проведении проверки. Руководителей
проверяемых организаций обещают заблаговременно оповещать о запланированной
проверке. Сами же проверки будут как плановыми, так и внеплановыми – по
обращениям граждан. По словам начальника отдела регулирования деятельности
естественных монополий и рекламного контроля Тамбовского УФАС России Татьяны
Чибисовой, по сравнению с 2010 годом в нынешнем году уменьшилось количество
нарушений в рекламе пива и алкоголя, зато значительно увеличилось в сфере
торговли лекарственными средствами, а также финансовых и медицинских услуг. У
банков специалисты УФАСа отмечают одно распространенное нарушение на объектах
наружной рекламы: привлекательная часть сообщения пишется большими яркими
буквами, занимающими практически всю поверхность щита или перетяжки (к примеру,
«Кредит 0 процентов), а другие важные условия (срок, на который выдаются деньги,
размер суммы) изображаются мелким, практически нечитаемым шрифтом, цвет которого
схож с цветом фона. Каждый из таких примеров рекламы специалисты антимонопольной
службы рассматривают по отдельности, но в большинстве своем информацию признают
ненадлежащей, а рекламодателей наказывают штрафом. Рекламораспространители –
участники семинара обеспокоены тем, что зачастую рекламодатели вводят их в
заблуждение, утверждая, что услуга не является медицинской. На это сотрудники
УФАС посоветовали брать с них письменное уведомление, что услуга не является
медицинской – в этом случае рекламораспространитель не может обвиняться в
незаконных действиях, так как он не является специалистом в этой области. У
участников семинара – представителей предприятий, типографий, рекламных
агентств, средств массовой информации – имеется множество вопросов, касающихся
рекламных макетов, аудио- и видеороликов, ответить на каждый в формате семинара
очень сложно. На вопрос о том, дают ли специалисты Тамбовского УФАС консультации
непосредственно на рабочих местах, они ответили, что в их полномочия это не
входит. Специальный отдел есть в Федеральной антимонопольной службе, которая
работает с письменными обращениями граждан и предприятий. Тамбовские же
сотрудники работают только по фактам нарушений, сообщает департамент
общественных связей и информации Тамбовской областной торгово-промышленной
палаты.
Источник: ИА "Альянс Медиа" (
http://allmedia.ru/ )